Приветствие в исламе упоминание имени пророка. Когда произносят «Салават» пророку? Вам может понравится

Вопрос: Допустимо ли писать «с.а.с» или «с.а.в» при упоминании Пророка (с.а.с. – мир ему и благословение Аллаха) и не писать салават полностью?

Ответ: Хвала Аллаху

Необходимо писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» (Мир ему и благословение Аллаха) полностью,не сокращая эти слова до «с.а.с» или «с.а.в».

Сказал шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах): «Предписано благословлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы в ташаххуде, во время хутбы, дуа и мольбы о прощении, после азана, при выходе и входе в мечеть и при его упоминании в других случаях. Поэтому еще важнее делать это, когда мы пишем его имя в книге, письме, статье и т.п.

Необходимо писать благословение (салават) полностью, чтобы выполнить повеление Аллаха и напомнить читателю о его произнесении. Нам не следует писать благословение Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в сокращенной форме, например, «с.а.с», «с.а.в» и т.д., поскольку это противоречит повелению Аллаха в Его Книге, где Он говорит:

صلُّوا عليهِ وسلِّموا تسْليماً

(Сонмы 33:56)

Сокращенная форма не имеет таких преимуществ, как полная. Читатель может не заметить или не понять ее; более того, ученые не одобряют такое написание и даже предостерегают от него.

Сказал Ибн ас-Саля в своей книге «Улюм аль-Хадис» (Наука о хадисах), известной как «Мукадимат Ибн ас-Саля»:

«Девятое: Человек должен полностью писать салават и таслим, т.е. слова «мир ему и благословение Аллаха», при упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Человек не должен уставать от этого повторения, потому что в этом огромная польза, а изучающие хадисы и писатели могут упустить ее. Кто пренебрегает этим, тот лишается огромной награды. Благое совершают те, кто пишет салават полностью, потому что человек пишет его в форме дуа, а не как часть повествования, зависимую от источника.

Крупнейший ученый, обладающий обширными знаниями, Ас-Сахави (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Фатх аль-Мугис Шарх Альфият аль-Хадис аль-Ираки»: «О пишущий, избегай сокращать эти слова (салават) до двух букв или чего-то подобного, как это делают аль-Катани и другие из числа невежественных арабов и учащихся. Вместо «салаЛлаху алейхи уа салям» они пишут «с.а.в» или «с.а.с», что влечет за собой уменьшение награды, ведь это не соответствует правильной манере.

Ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Тадриб ар-Рави фи Шарх Такриб ан-Навави»: «Порицается писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» в короткой форме в любом месте, где оно требуется, как сказано в комментариях «Шарх Муслим» и других источниках, потому что Аллах говорит:

صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56).

Порицается сокращать это до одной или двух букв, и те, кто пишут «с.а.в», должны писать это в полной форме».

Я советую каждому мусульманину, читающему или пишущему, стремиться к лучшей награде и отдаляться от того, что может свести ее на нет или уменьшить. Просим Аллаха даровать нам успех в том, что приводит к Его довольству, воистину, Он Самый Щедрый. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.

Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Баз, 2/397-399.

Каждый мусульманин должен благодарить Аллаhа за оказанную ему честь быть среди общины досточтимого пророка Мухаммада ﷺ.

Рабам Аллаhа, которые любят Его, Всевышний приказал следовать за посланником Аллаhа ﷺ . В наши дни следование за Мухаммадом ﷺ означает необходимость придерживаться его благословенной сунны. Аллаh сообщает, что тех, кто будет поступать подобным образом, Он возлюбит и простит их грехи. Аллаh говорит в Кур`ане:

«Скажи: «Если вы любите Аллаhа, то следуйте за мной, и тогда Аллаh возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллаh – Прощающий, Милосердный».

(3:31)

Всевышний Аллаh любит нашего досточтимого пророка ﷺ , и Он сообщает нам об этом в Кур`ане:

«Воистину, Аллаh и Его ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром».

(33:56)

Этот аят говорит не только о том, что Аллаh оказывает милость Своему пророку ﷺ , благословляет и возвышает его, но и приказывает всем мусульманам при упоминании имени посланника Аллаhа ﷺ произносить благословение (салят) в его адрес и приветствовать его с миром (салям).

Слово «салят» (во множественном числе салаўат) имеет множество значений – это обязательная молитва мусульманина – намаз, мольба – ду`а, благословение, просьба о прощении грехов, восхваление, прощение, возвеличивание. Учёные разъяснили, что это слово приобретает различные значения в зависимости от того, кто воздаёт салят. Если Аллаh воздаёт салят, то это означает оказание милости Своему рабу, вознаграждение и восхваление его, возвышение на более высокую степень. Если ангелы воздают салят, то это значит, что они просят Аллаhа о прощении, просят Аллаhа, чтобы раб поднялся на более высокую степень, по воле Аллаhа спешат помочь рабу Аллаhа. Если верующие воздают салят, то это значит, что они делают ду`а за пророка ﷺ , восхваляют его.

Слово «Салям» также имеет множество значений: мир, спокойствие, безопасность от гнева Аллаhа, благополучие, приветствие, здоровье. Салям является лучшим приветствием, и поэтому мусульмане при встрече и расставании говорят друг другу: «АсСаляму `алейкум!» - «Мир Вам!». И потому при упоминании имени пророков мы приветствуем их Салямом.

Ученые разошлись во мнениях по вопросу о необходимости произносить салят после упоминания имени пророка Мухаммада ﷺ . Одни говорят, что является обязательным – фард, после каждого упоминания имени пророка ﷺ произносить салят, причем это обязательно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто слушает. Другие говорят, что это необходимо (ўаджиб). Третьи говорят, что если в каком-то собрании кто-то один раз скажет салят, то этого достаточно. Но при всём разнообразии мнений все утверждают, что нужно произносить благословения в адрес пророка ﷺ .

Тем мусульманам, которые произносят благословение на нашего пророка ﷺ Аллаh обещает большие награды: Он прощает их грехи, возвышает на более высокую степень и увеличивает воздаяние за добрые дела в десять раз.

«Приводится со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Того, кто произнесёт на меня благословение, Аллаh благословит его десять раз».

Приводят Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ан-Насаи

Однажды посланник Аллаhа ﷺ вышел к своим сподвижникам с радостным лицом и сообщил, что Джибриль (Мир ему!) принёс ему такую хорошую весть: «О посланник Аллаhа! Не обрадует ли тебя весть, что для человека из твоей общины, который воздаст тебе одно благословение, я десять раз попрошу прощение, а если он поприветствует тебя один раз, я поприветствую его десять раз?»

Хадис приводит Ан-Насаи

Эти сообщения указывают на высокое положение пророка Мухаммада ﷺ перед Аллаhом и Его ангелами.

Благословения, которые мы произносим на пророка ﷺ , приносят пользу, прежде всего, нам самим. Мы удостаиваемся за это милости и благословения Аллаhа, прощаются наши грехи, увеличивается награда за добрые дела, происходит обогащение нашего духовного мира. И что очень важно, в Судный день мы окажемся близкими к любимцу Аллаhа – пророку Мухаммаду ﷺ . А насколько ценна эта награда можно полностью понять только после наступления Судного дня.

«Приводится со слов `АбдуЛлаhа ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Самыми близкими из людей ко мне в Судный день окажутся те, которые чаще других произносили на меня благословения».

Приводит Ат-Тирмизи

Одним из условий обретения совершенства веры является утверждение в душе любви к посланнику Аллаhа ﷺ . Мы должны любить посланника Аллаhа ﷺ больше, чем всех остальных людей, и даже больше, чем самого себя.

В следующем хадисе приводятся слова наилучшего салаўата, который мы произносим во время каждой молитвы.

«Сообщается, что Абу Мухаммад Ка`б бин `Уджра, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Однажды пророк ﷺ , вышел к нам и мы сказали: «О посланник Аллаhа, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к Аллаhу с мольбами за тебя?» На это пророк ﷺ сказал: «Говорите: «O Аллаh, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибраhима и семейство Ибраhима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный! О Аллаh, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибраhиму и семейству Ибраhима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный!» (Аллаhумма, салли `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кямa салляйта `аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, иннакя Хамидун Маджид! Аллаhумма, барик `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кяма баракта "аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, инна-кя Хамидун, Маджид!)

Приводят Аль-Бухари и Муслим

У некоторых невежественных людей вызывает удивление повеление произносить благословения на пророка ﷺ и на его семью. Шайтан увеличивает им их сомнения, говоря, что это такие же люди, как и мы, зачем нам их возвеличивать? Но, прежде всего, отбрасывая все сомнения по этому поводу, мы говорим, что мы возносим благословения потому, что так повелели нам Аллаh и Его посланник ﷺ . Так поступали сподвижники посланника Аллаhа ﷺ и другие праведные предшественники. К этому призывает нас наша благодарность перед пророком ﷺ , который донёс до людей божественное откровение, испытывая при этом невероятные трудности и испытания. Посредством его мы стали мусульманами, получили надежду на милость Аллаhа и Его прощение. И мы надеемся на обретение наград за наши салаўаты и на заступничество пророка ﷺ в Судный день.

ПОЧЕМУ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ИМЕНИ ПРОРОКА МУХАММАДА, МЫ ГОВОРИМ: ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ? Всевышний Аллах сказал: "Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром." (Коран, 33:56) Сообщается, что Абу Мас`уд аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл к нам в то время, когда мы сидели у Са`да бин Убады, да будет доволен им Аллах, и Башир бин Са`д сказал ему: «Аллах Всевышний велел нам благословлять тебя (то есть призывать благословения после последнего ташаххуда в намазе), о посланник Аллаха, но как нам благословлять тебя?» И после этого Посланник Аллаха хранил молчание так долго, что мы уже стали жалеть, что он задал ему этот вопрос, но потом Посланник Аллаха сказал: – Говорите: «О Аллах, благослови (салли) Мухаммада и род Мухаммада, как благословил Ты род Ибрахима, и благословляй (барик) Мухаммада и род Мухаммада, как благословлял Ты род Ибрахима среди обитателей миров, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный!» (Аллахумма, салли гъаля Мухаммадин уа гъаля али Мухаммад, ка-ма саллайта гъаля али Ибрахим, уа барик гъаля Мухаммадин уа гъаля али Мухаммад, ка-ма баракта гъаля али Ибрахим фи-ль-’алямин, инна-ка Хамидун, Маджид), что же касается приветствия, (то об этом) вы уже знаете». - Муслим. Хадис достоверный. Здесь под словами «благослови» (салли) и «благословляй» (барик) имеются­ виду разные вещи. В первом случае «благослови» означает ‘отзовись о нём с похвалой среди ангелов, что же касается слова «благословляй», то в него вкладывается иной смысл - ‘продолжай возвышать его и оказывать ему честь’. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Того, кто один раз призовёт на меня благословение, Аллах благословит за это десять раз." - Муслим и ат-Тирмизи. Хадис достоверный. "В День воскресения ближе всех остальных людей ко мне окажутся те из них, которые чаще других призывали на меня благословения." - ат-Тирмизи. Хадис достоверный. "Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших, так почаще же призывайте на меня благословения в этот день, ибо, поистине, ваши благословения будут представляться мне.” Люди спросили: «О посланник Аллаха, как же наши благословения будут представляться тебе, когда ты уже истлеешь?!», - на что Пророк сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сделал тела пророков запретными для земли»." - Абу Дауд и Ибн Маджах. Хадис достоверный. "Не превращайте посещение моей могилы в праздник и призывайте на меня благословения, ибо, поистине, ваше благословение дойдёт до меня, где бы вы ни были." - Ахмад, Абу Дауд и ат-Табарани. Хадис достоверный. "Да постигнет унижение того человека, который не призовёт на меня благословение, когда в его присутствии упомянут обо мне!" - ат-Тирмизи. Хадис достоверный. "Скупцом является тот, кто не призывает на меня благословения, когда обо мне упоминают в его присутствии." - ат-Тирмизи. Хадис достоверный. При упоминании имени Пророка Мухаммада надо говорить: "Саллаллаху алейхи уа саллам" - да благословит его Аллах и приветствует. Можно по другому: "Аллахумма салли уа саллим гъаля набийна Мухаммад" - О Аллах ниспошли мир и благословение на нашего Пророка Мухаммада. - Камаль Эль-Зант.

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

Некоторые ученые-богословы утверждают, что при упоминании имени Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) обязательно благословлять (прочитать салават)его тем, кто произнес его святое имя, и тем, кто услышал его. В подтверждение они приводят повеление Пророка (саллялаху аляйхи ва саллям) о необходимости благословения его. В хадисе сказано: «Если мое имя упомянут рядом с кем-либо, пусть он благословит меня!». (Насаи). Тому, кто не благословил Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), услышав, как произносят его святое имя, грозит большая опасность.
В хадисах говорится, что человек, который не бла гословил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), когда услышал, что упомянули его имя, отдаляется от милости Всевышнего Аллаха. «Да от далится он от милости Всевышнего!» — сказано в хадисе.
Также есть много предостережений о том, что ан гел Джибриль (мир ему), совершая мольбу, назвал того, кто в та ких случаях не благословляет Пророка (салляллаху алйхи ва саллям), порочным, несчастным и самым жадным, проявившим грубость по отношению к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), заблудшим на пути в Рай и впавшим в погибель, а Посланник Аллаха (‘алай хи-ссаляту ва-ссалям) говорил при этом «Аминь!».
Шейх Абдуллах Сиражуддин аль-Хусайни, коммен тируя хадис о том, кто не благословил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), ус лышав его имя, пишет так: «Описание такого человека словами «он является самым скупым» указывает на то, что он обязан благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Потому что ску пость является самым порицаемым качеством, это самая плохая, опасная болезнь. Хадис гласит: «Какая болезнь может быть больше, чем скупость!» В священном Ко ране скупость и высокомерие упоминаются вместе в од ном аяте, и оба эти качества порицаются в нем».
Скупой человек – это тот, кто не выполняет свою обя занность перед другим, не исполняет долг. Если кто-либо полностью не выполнил свой долг перед другим, то он также является скупым. Каким же скупым должен быть тот, кто не исполняет свой долг перед Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), перед которым в долгу все творения Всевышнего Аллаха! Ведь наш Господин Пророк Мухаммад 9салляллаху аляйхи ва саллям) является причиной обретения нами счастья в обоих мирах, он был послан как милость для всех миров, наставляющим уверовавших на прямой путь, спасающим человечество от зла, вреда и порочности дольнего мира, защищающим людей от му чений и бед потустороннего мира, избавляющим народ от невежества и незнания, мрака и заблуждения.
Разве такой великий, милостивый, милосердный и самый полезный для людей Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не достоин того, чтобы его всячески возвеличивали, восхваляли и выра жали ему благодарность?! Разве будет прилично не бла гословлять такого Пророка (салляллаху аялйхи ва саллям) при упоминании его свято го имени?!
Разве может быть большей грубости, чем не благо словлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) при упоминании его имени, тогда как мы обязаны любить его больше себя, своих родите лей, детей, имущества и всех людей?! Всевышний Ал лах запретил проявлять грубость по отношению к любо му, обычному человеку, так что же получится, если мы проявим грубость по отношению к избранному Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям), любить и возвеличивать которого Творец обязал все Свои творения?!Поэтому, дорогие братья и сестры, некоторые уче ные мужи нашей общины пишут, что благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) при произнесении его святого имени является обязательным, даже если на одном собрании его имя упомянут тысячу раз. Другие ученые-богословы говорят, что на одном собрании бла гословить его один раз является обязательным, а более этого – сунна. Тот, кто желает точности и ясности, пусть благословляет его при каждом упоминании его имени.
Ибн Салах говорит: «Нельзя лениться благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) каждый раз, когда слышите его имя». (См. «Ас- Саляту ‘аля ан-Набиййи». С. 57 – 58).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то