Рождение семаргла. Бог семаргл в славянской мифологии

- Огнебог. Огонь, Симаргл, Огонь-Сварожичь, Агни, Огнивед, Семиглавый, Огнекрылый Волк (Пёс), Воплощение Силы Сварога (Небесного Огня) на Земле, Природная Сила Мироздания. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Мог оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя Бога Огня, скорее всего его имя было настолько свято, что его старались пореже произносить вслух, заменяя иносказаниями. В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный Бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Согласно чешским поверьям Семаргл может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Семаргл представлялся в образе птицы (обычно хищной — чеш raroh «сокол») или дракона с искрящим телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря. Образ Семаргла генетически связан со Сварогом и Рахом (Страх — Рах славянских заговоров, воплощение огненного ветра — суховея).
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и . Примерно в это время и происходит чествование Бога Семаргла. Жертвуют ему предпочтительно огнем, зажигая большие костры.
Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 22 марта в ритуальном пламени сгорает и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага.
Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птице-дев, являлись божествами орошения полей, дождями или влажными утренними туманами. Роса - не только капли охлаждённого тумана на земле и растениях, но и сам туман. Известна поговорка: «Пока солнце взойдет - роса очи выест». Вот с этой утренней влагой, очень важной для созревающих посевов, и связаны представления о русалках. Русалии праздновались в начале и в конце зимних святок, обрамляя годичные заклинания природы и судьбы о воде, обязательном условии будущего урожая.
Бог Семаргл – Бог-Покровитель Чертога Змия во Сварожьем Круге.

Оберег Чертога Змия во Сварожьем Круге

Прославление Семаргла

Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава Ему - Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером. И Ему мы даём за то, что Он творит - еду и питьё. И Его одного мы храним в пепле. И Он же восходит и горит над землёй нашей с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока Оно быками ведомо по лугам .
Приплод мы получаем по воле . И мы Его прославляем.

Символы Бога Семаргла.

Огнекрылый змей с головой сокола.Олицетворение Огня Возрождения. Старший брат Сварожича. Хранитель Радужного Моста.

Огонь как стихия

Огонь – первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии – в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
В переносном смысле Огонь – это та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.
Символы Огня – любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.
Огонь – всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах независимо от их религиозной принадлежности.
Чтобы быть в полной гармонии с Природой необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокойствие. Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя – Семаргл. Каждая голова Семаргла – это Ангирас (современное – ангел), огненная сила-посредник между людьми и Богами.
Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле Богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.
Во время прощальной огненной кроды Семаргл возносит с дымом до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.
Славяне различают три вида Огня-Сварожича:
Самым чистым считается огонь, зажжённый энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падежа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.
Второй вид – огонь, высеченный огнивом, зажжённый от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига кроды и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).
Третий вид – это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.
Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов – Мёртвым.
Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины, очищаются от сглаза, наговоров и порчи.
Являясь первородной стихией, огонь в волховании по праву занимает особое положение. Посредством огня передаются заклинания и освещаются обереги, на огне приготовляются снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
В те времена, когда поля для сева выжигались огнём, а золою удобряли поля и огороды, Семаргл почитался ещё и как дух плодородия, в жертву которому приносили зерно.

В наше время, когда православная церковь вновь заняла важное место в жизни общества, святой князь Владимир упоминается главным образом как креститель Руси. Между тем, в предшествовавший этому важному событию период он, используя свои властные полномочия, утвердил для всеобщего поклонения многочисленный языческий пантеон. Одним из тех, кого должны были почитать все, кто не хотел нажить себе лишних проблем, был бог Семаргл. О том, как он появился на берегах Днепра и что входило в «сферу его полномочий», будет рассказано в этой статье.

Гипотеза о славянском боге персидского происхождения

Прежде всего отметим, что ряд наиболее авторитетных исследователей, среди которых такие видные учёные, как Б. А. Рыбаков (1908-2001) и К. В. Тревер (1892-1974), полагали, что славянский бог Семаргл, как это ни странно, имеет иранское происхождение. В подтверждение своей гипотезы они указывают на древнеперсидское божество Симурга, представлявшего собой некое фантастическое существо ─ гибрид птицы и собаки. Изображалось оно в виде свирепого пса с крыльями.

Нечто подобное наблюдается и в пантеоне наших предков. Славянского Семаргла также представляли в виде полусобаки-полуптицы, о чём свидетельствует ряд артефактов, обнаруженных при археологических раскопках. Кроме того, созвучны имена этих двух мифических персонажей. Проникновение же на Русь бога Семаргла учёные объясняют тем, что он был заимствован славянами, проживавшими в древности на окраинах иранского мира. Следует сразу оговориться, что это является лишь гипотезой, хоть и выдвинутой весьма уважаемыми представителями научного мира, но имеющей в то же время немало противников.

Престол, обагрённый кровью

Вхождение Семаргла в пантеон первостатейных божеств, созданный князем Владимиром ещё до крещения Руси, исследователи объясняют сугубо объективными причинами. Они стали следствием сложившейся вначале 80-х годов X века политической обстановки на берегах Днепра. Дело в том, что княжеский престол будущий креститель Руси захватил силой, обагрив руки кровью законного наследника ─ старшего брата Ярополка.

Чтобы упрочить свою власть и придать ей вид легитимности, узурпатору необходимо было заручиться поддержкой как можно большего числа жителей государства, среди которых немалый процент составляло население хазарского, иранского (сармато-аланского) и еврейского происхождения.

Расчётливый политический ход

Известно, что в X веке правители Хазарского каганата, контролировавшие огромную территорию, простиравшуюся от Предкавказья до Днепра и лесостепей Восточной Европы, рассматривали Киев как один из форпостов на своих западных рубежах.

С учётом этих условий дополнение традиционного круга языческих богов Семарглом и Хорсом (также заимствованным с Востока), являлось со стороны князя продуманным политическим ходом. Объявив покровителя своей дружины Перуна верховным божеством, князь Владимир в то же время учредил всеобщее поклонение тем богам, из созданного им пантеона, которые почитались южно-русским населением Киевской Руси, что обеспечило ему дополнительную политическую поддержку.

Боги-близнецы

Пытаясь очертить сферу власти, приписываемой этому славянскому божеству, академик Б. А. Рыбаков опирался в основном на сведения, касающиеся его древнеиранского аналога Симурга. Это объяснялось отсутствием достаточно полной и достоверной информации, касающейся самого Семаргла, скупые упоминания о котором содержатся лишь в двух-трёх, дошедших до нас письменных памятниках.

Так, согласно гипотезе Рыбакова, у славян бог Семаргл ─ покровитель ростков зелени, семян, побегов и корней растений, а также посредник между верховным небесным божеством Перуном и людьми. Он как бы олицетворяет собой «вооружённое добро», носитель которого всегда готов вступить в бой с силами зла. Эти характеристики почти идентичны тем, что принято давать иранскому богу Симургу, которого жители Древнего мира наделяли способностью хранить Древо жизни, на ветвях которого соседствовали одновременно семена всех произраставших на земле растений.

Крылатые псы из древних захоронений

Характерно, что не только современные российские археологи, но и те, что производили раскопки в предыдущие столетия, неоднократно извлекали из земли артефакты с изображением крылатых псов, но затруднялись идентифицировать этих мифических существ. Ясность в данный вопрос внёс академик Б. А. Яковлев, доказав, что именно таким обликом фантазия наших предков наделяла бога славянской мифологии Семаргла, имевшего внешнее сходство с античными грифонами.

Покровитель растительного мира

В музеях России и за рубежом экспонируется немало артефактов, извлечённых из древних захоронений славян. Среди них встречаются подвески, браслеты и серьги, выполненные мастерами IX-XII вв. в виде крылатых собак, символизирующих бога Семаргла. Фото некоторых из них приводятся в статье. Глядя на них, нетрудно заметить, что мифический зверь представлен в окружении орнамента, состоящего из трав и ветвей деревьев.

Это косвенным образом подтверждает его связь с растительным миром, на которую указывал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Любопытно отметить также, что образ Семаргла долго сохранялся в сознании наших предков даже после принятия ими христианства, о чём свидетельствует его изображение, вырезанное на воротах одного из древнейших суздальских храмов.

В 1906 году в Твери был обнаружен скрытый в земле клад. Среди прочих драгоценностей в руки археологов попал серебряный браслет, на котором изображалась сцена жертвоприношения языческому богу. Женщина с длинными распущенными волосами подносила ритуальный кубок некой фигуре, как бы высеченной из камня, и напоминавшей очертаниями крылатую собаку. Кроме неё, на браслете была представлена целая вереница людей пляшущих с венками на головах возле костра. По мнению учёных, это был не кто иной, как бог Семаргл, в честь которого устраивались массовые празднества.

Божество, сменившее имя

Любопытно отметить такую деталь: в письменных памятниках более позднего периода встречаются упоминания о том, что со временем в народном сознании это божество приобрело новое имя и стало называться Переплутом. Одним из таких документов является «Слово святого Георгия», датируемое концом XIV века. Повествуя о том, как до принятия христианства славяне поклонялись идолам, автор рассказывает о плясках с венками на головах и о непомерных возлияниях, устраивавшихся в честь Переплута- Семаргла.

Что же касается этимологии (происхождения) нового имени языческого бога, то учёные полагают, что оно произошло от глагола «плутать», то есть сбиться с пути истинного, поскольку придумано было христианами, крайне негативно относившимся к прежним верованиям и считавших поклонение идолам одним из тягчайших грехов. Невольно это имя ассоциируется и с глаголом «плутовать», что также выражает презрительное отношение новообращённых христиан к прежним кумирам.

Среди русалок и женщин-птиц

Под именем Переплута в народном фольклоре Семаргл бывает тесно связан с широко известными представительницами славянской мифологии ─ русалками, или, как их ещё называли в старину, «вилами». Вопреки установившемуся представлению, наши предки часто изображали их не только как морских дев с рыбьими хвостами, но и придавали им облик прекрасных женщин-птиц, насылавших дожди на поля, и окутывавших землю утренним туманом. Поскольку в представлении славян бог Семаргл ─ покровитель растений, то, соответственно, он не мог обойтись без тех, кто давал им живительную влагу.

Обычай изображать Семаргла в виде собаки с крыльями наводит на мысль о том, что он являлся в представлении наших предков неким посредником между землёй и небом. В связи с этим среди исследователей получила широкое распространение гипотеза, связывающая Смарагла с древнеиндийским на которого также возлагалась обязанность осуществлять связь между людьми и небожителями. Неизвестно, правда, являлся ли Семаргл богом огня, как его «коллега» с полуострова Индостан, но определённое сходство между ними, безусловно, прослеживается.

Современный последователь языческих культов

В наши дни образ бога Семаргла широко используется представителями целого ряда религиозных течений, пытающихся в современных исторических реалиях возродить верования наших языческих предков. Одна из таких организаций, именуемая Древнерусской церковью православных староверов-инглигов, была основана видным пропагандистом оккультизма и уфологии Александром Хиневичем.

В своих публикациях, посвящённых широкому кругу вопросов, связанных с персонажами древнерусского языческого пантеона, он немало места уделяет богу славян Семарглу ─ покровителю чертога, хранителю огня семейных очагов, и защитнику людей. Именно так характеризует его основатель нового религиозного течения. На основании материалов, явившихся плодом, не столько изучения исторических памятников, сколько почерпнутых из народного фольклора, в своей книге «Славяно-арийские веды» автор воссоздаёт картину рождения Семаргла.

Огонь, давший жизнь божеству

По его версии, однажды бог Сварог - прародитель и покровитель кузнецов - ударил небесным молотом о священный камень Алатырь. Рассыпавшиеся во все стороны искры породили пламя, из которого явился миру витязь на серебряном коне с огненной гривой. Этим всадником и был, как повествует легенда, Семаргл, прилагавший затем силы во многих областях жизни. Как говорилось выше, он покровительствовал всходам растений, оберегал жилища и, кроме того, следил, чтобы в них никогда не гасли очаги.

Такая трактовка его образа хоть и дополнена многочисленными домыслами, но в целом соответствует официальной научной версии. В противовес ей, последователи иных современных языческих течений нередко представляют Семаргла богом смерти и разрушения. Эта точка зрения не имеет под собой никакого серьёзного обоснования, и является плодом досужих вымыслов. Достаточно сказать, что среди памятников древней культуры едва ли можно найти примеры того, чтобы божества, связанные со смертью и разрушением (а таких было немало), изображались в окружении трав и ветвей деревьев, символизирующих собой жизнь.

Священное имя

А. Хиневич приводит также весьма любопытные данные: по свидетельству ряда источников, у древних славян имелось некое табу на произношение вслух имени этого божества. Считалось, что оно настолько священно, что поминать его устами простых смертных непозволительно, и если всё же возникала такая необходимость, то старались обойти запрет, используя иносказательные обороты речи. Кстати, подобная традиция бытует и в ряде современных религий. Например, в иудаизме не принято произносить имя Бога, да и у христиан, как известно, одна из заповедей запрещает упоминать Его всуе.

В начале времен, когда Бог Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл , а также все небесные Ратичи - воины Сварога. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался выжженный след.

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог . Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.
Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни.

И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в Сваргу в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.

Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Черный Змей.

Богъ Сварогъ — Бог Небес Мира Яви, Бог-Покровитель Вырия-Ирия (Славяно-Арийского "райского" сада), Небесного Асгарда (Града Богов) и Чертога Медведя во Сварожьем Круге. Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной в явном Мире. Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь, поэтому мы называем их Сварожичами, т.е. Детьми Сварога. Вышний Бог Сварог установил Небесные Законы Восхождения по Златому Пути Духовного развития . Этим законам следуют все Светлые Гармоничные Миры.

Правьславление:

Сварог-Прародитель, всей Сварги Пречистой Хранитель! Славен и Триславен буди! Тебя все-Родно прославляем, к себе Твой Образ призываем! Да неразлучно, Ты, с нами буди, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, такое еси, тако буди!

Богъ Семарглъ (Огнебогъ) — Вышний Бог Огня и хранитель Вечно живого Огня и блюститель точного соблюдения всех Огненных Обрядов и Огненных Очищений и Огненных Жертвоприношений на праздниках, особенно в День Бога Купала и День Перуна . Посредник между людьми и Небесными Богами. Бог-Покровитель Чертога Змея во Сварожьем Круге.
Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор , в День Бога Купала и в вышний День Бога Перуна.
Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного небольшую поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Правьславление:

Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья Услада. Огнем очищая, мощь Души отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

День Бога Сварога и Семаргла Огнебога по Коляды Дару - 25 дня, месяца Айлетъ

Сварог и Сварожич - это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.
Сварога «Книга Велеса» именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битве со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов). Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом). Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сварогом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи... (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия безпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци... »

Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски - пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской традиции.
Сохранились сведения о том, что Семаргл мог менять свой облик. Иногда он представал перед людьми в виде молодого (или немолодого) воина, окаймленного языками чистого Ирийского пламени. Но гораздо чаще Семаргла видели в облике большого крылатого волка-пса, за которым оставался огненный шлейф. Именно изображение Семаргла в виде волка-пса считается наиболее верным.
.

Символом Семаргла считалась руна Волка (или собственно руна Семаргла), а также условное изображение крылатого пса -волка

Любопытно, что этимология имени Семаргла до сих пор остается предметом жесточайших споров. Некоторые исследователи предполагают, что Сем аргл был семеричной сущностью и воплощал в себе сразу семерых верховных богов, отсюда, якобы, и происходит его имя, корень которого сродни корню слова «семь». Эти же ученые полагают, что кумиры, посвященные Симарглу, имели семь условных «лиц».

Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь - Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей... так спали с раба божия скорби... »
В «Книге Велеса» (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня и Лунного света.

«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к ом и ведомо по лугам Хорса».

Прославление бога Огня-Солнца, есть в песнях болгар-помакав:

Фала ти Йогне Боже!

Фала ти Ясну Слънце!

Чи нагреваешь на земе-та.
Пекренував сичка земе (...)
Покривашъ е цьрна магла,
та а нищу и гледа.
Хвала тебе Огнебог!
Хвала тебе Ясное Солнце!
Ты согревяешь землю...
(И если ты покинешь нас)
Покроет все черная мгла,
Придут нищета и голод.

Оригинал и перевод из "Веды славян", XIII 1-35

Ни один другой бог славянского пантеона не вызвал между историками столько споров, сколько Семаргл (Симаргл, Семаръгл). Споры ведутся обо всем – начиная с его происхождения и заканчивая внешним видом. Кто-то полагает, что за этим именем скрывается крылатый пёс. Другие считают, что он является не богом, а существом более низкого порядка, вроде лешего или водяного. Некоторые вообще утверждают, что Семаргл стал результатом ошибки при переписывании древних рукописей.
Но все-таки, нужно учитывать тот факт, что, согласно "Повести временных лет" в Киевском пятибожии, куда были включены наиболее известные и могущественные боги, нашлось место и Семарглу. Это позволяет отбросить версию о том, что он относился к категории существ, вроде лешего. Кроме того, славяне не знали ни одного бога, существовавшего в облике животного. Да, превращаться в то или иное существо могли почти все, а может и все. Но основной их облик остаётся антропоморфным. Поэтому отринем иные версии, рассматривая в качестве основной ту, что наши предки действительно знали Семаргла, причем в виде могущественного бога. Впрочем, не исключено, что он мог превращаться в крылатого пса, подобно тому, как Велес мог превращаться в медведя или тура.
К сожалению, единственное, что дошло до нас из глубины веков сравнительно достоверно – это имя Семаргла. Род его занятий, увы, полностью утерян. Даже в сказках, поговорках, заговорах и песнях не осталось строчек, более или менее точно указывающих на то, за что наши предки столь высоко почитали этого бога. Поэтому перечислим лишь наиболее вероятные версии.
По одной из них, именно Семаргл является хранителем семян. Благодаря ему они могут пережить под снегом самую суровую зиму, чтобы по весне, как только снег сойдет и земля прогреется, взойти, покрыть поля зелёным ковром, обеспечивая кормом всю скотину и диких животных, от которых напрямую зависит жизнь всего человечества.
По другой версии Семаргл выступает в роли бога огня. Существует даже теория, что Семаргл родился из искр, когда кузнец Сварог ударил молотом об Алатырь камень. Впрочем, это не повод вписывать этого бога в ряды Сварожичей, как нередко делают многие.
Наконец, некоторые историки проводят прямую параллель между Семарглом и Меркурием. Семаргл жил не на небе, как другие боги, а среди людей. Таким образом он мог общаться с нашими предками, передавая им волю богов, а также предупреждать о любых опасностях. Конечно, это серьёзный повод для того, чтобы высоко чтить могущественного бога и вписать в ряды важнейших для наших предков. Увы, на фоне такой близости с простыми людьми особенно странным кажется тот факт, что в прибаутках, сказках и заговорах совершенно не встречается его имя.

Другая трактовка Славянского бога Семаргла.

Бог Семаргл – Воин-Сварожич, Бог Огня, Небесный гонец, Охранитель Земли Русской. Семаргл был вызван к жизни ударом магического молота Сварога о камень Алатырь.

Божественные искры разгорелись горячим пламенем, в котором был виден огненный Бог Семаргл. Он появился верхом на златогривом коне сверкающей серебряной масти. Жаркие языки пламени окутывались густыми клубами дыма. Именно густой дым с тех пор стал его знаменем.

Там, где Бог Семаргл проезжал на своем коне, оставалась выжженная земля. Сила Семаргла столь огромна, что не всякий из Богов рискнет с ним бороться. Однако, чаще Семаргл выглядел спокойно, тихо и мирно. И только в битве с врагами он перевоплощался и становился столь страшен и опасен, что враг без раздумий предпочитал позорное бегство с поля боя, чем встречу с безудержной яростью и силой Семаргла.

Семаргл, с огненным мечом в руках, постоянно стоит на страже земли Русской. Появляется он и в образе крылатого пса. Никто не может пройти мимо него незамеченным.

Бог Семаргл является одним из праотцов человечества. Мужчина и женщина возникли из Огня-Любви, разгоревшегося между двумя палочками.

Жена Семаргла красавица Купальница целый год ожидает на свидание своего дорогого супруга. В день осеннего равноденствия Семаргл покидает свой пост и спешит в жаркие объятия Купальницы, а ровно через девять месяцев у Них появляются дети – и Кострома.

БАТЮШКА СЕМАРГЛ.

БАТЮШКА СЕМАГРЛ- ОГОНЬ ВОЗГОРИ,У МЕНЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ.
БАТЮШКА СЕМАРГЛ-ОГОНЬ ГОРИ ВСЁ ЯРЧЕ.
БАТЮШКА СЕМАРГЛ -ОГОНЬ ВСЕ НЕВЗГОДЫ, БЕДЫ, ТЫ, СПАЛИ У МЕНЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ.
ГОЙ ОГНЕ ЯРЕ БО ЖИВЕ ДАРЕ...
ГОЙ ОГНЕ ЯРЕ БОЖЕ СТАНИ..

СЛАВЯНСКИЕ БОГИ. СЕМАРГЛ (ОГОНЬ-СВАРОЖИЧЬ)

ОГОНЬ – Симаргл, Огонь-Сварожичь,

Агни, Огнивед, Семиглавый,

Огнекрылый Волк (Пёс),

Воплощение Силы Сварога (Небесного Огня) на Земле,

Природная Сила Мироздания.

СЕМАРГЛ - Огонь в переносном смысле - та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.
Огонь – первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии – в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
Символы Огня – любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.

Огонь – всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах, независимо от их религиозной принадлежности.
Чтобы быть в полной гармонии с Природой, необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокойствие.
Чтобы умилостивить огонь и сделать его дружественным, следует «накормить» и «напоить» огонь жертвенными приношениями, а чтобы случайно не оскорбить – в огонь не следует плевать, мочиться и злословить на него.
Согласно преданиям, Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя – Семаргл. Каждая голова Семаргла – это Ангирас (современное – ангел), огненная сила-посредник между людьми и богами.
Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле Богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.
Во время прощальной огненной крады Семаргл возносит с дымом души умерших до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.

Славяне различают три вида Огня-Сварожича:

1. Самым чистым считается огонь, зажженный энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падёжа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.

2. Второй вид – огонь, высеченный огнивом, зажженный от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига крады и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).

3. Третий вид – это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.

Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов – Мёртвым.

Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины очищаются от сглаза, наговоров и порчи.
Являясь первородной стихией, огонь в волховании по праву занимает особое положение. Посредством огня передаются заклинания и освещаются обереги, на огне приготовляются снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
В те времена, когда поля для сева выжигались огнём, а золою удобряли поля и огороды, Семаргл почитался ещё и как дух плодородия, в жертву которому приносили скот и зерно.

Семаргл (Огонь - Сварожич) - средний из трёх братьев - Сварожичей: Хорса, Семаргла и Перуна. И самый почитаемый из них за свою универсальность. Является практически квинтэссенцией всей своей божественной семьи и Сварожичей в частности.

Семаргл - бог Огня, покровитель ясновидения и защитник людей от сил зла (а так же имеет отношение к их (людей) созданию). Практически побратим Хеймдалля из Скандинавского Пантеона божеств. Считалось, что Семаргл хранит людей от нападений злых сил. Но он периодически ложится спать и уровень защиты спадает. Когда Око Семарглово раскрывается (растущая луна), его контроль над порядком возрастает, никто не мешает колдовать и хорошо идут у практиков ритуалы на благосостояние, любовь и всяческий прирост. Когда Око раскрыто (Полнолуние) - у магов пик активности. Огнебог держит зло в ежовых рукавицах, а волшебники, колдуны и ведьмы испытывают прилив сил. Когда же Семаргл засыпает (Убывающая луна), его контроль и надзор с каждым днём всё слабее, людям приходится справляться самим. И обращаться порой уже не к добрым, а тем самым злым силам, что прорываются сквозь пост засыпающего Бога (отворот, рассорки, порчи, переклады и прочая муть черномагическая).
Когда же наступает Сон Семаргла (Новолуние) - происходит полнейший разгул сил зла. Увеличивается число преступлений, самоубийств, ссор и прочих всплесков негатива, на которые тонкоплановые бандиты толкают людей.


Как я уже писал - Бог он (Семаргл) достаточно универсальный. Призывать можно для:
- Исцеления
- Чистки от негатива
- Очищения помещения от скверны и нечисти
- (Вписать сюда все функции Хорса)
- Просьбы о развитии ясновидения

Подношения, как правило, для Славянских Богов для всех одинаковы. Люди подносили богам то, что ели сами. Но только те "яства", так сказать, что сами приготовили. Это считалось знаком уважения - позвать человека за стол со всей семьёй и угостить его тем, что едят сами. Только для Богов не грех добавить и чего-нибудь эдакого, вроде фруктов или напитков повышенной крепости (для Богов-мужчин).
Для Семаргла можно добавить хлеб, молоко, масло (подлить масла в Огонь.)

Согласно преданиям, после того, как Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высеклись искры, из разгоревшегося пламени которых предстал огненный бог Семаргл. Новоявленное божество восседало на златогривом коне серебристой масти. Где бы ни появлялся, где бы ни проезжал бог огня, везде оставался выжженный след. А предзнаменованием скорого появления Семаргла является появление густого черного дума. Символ божества - священный крылатый пес, в облике которого также мог появляться сам Семаргл.

Идолы бога огня устанавливали на капищах наряду с другими божествами: Велесом, Перуном и Стрибогом. А чтили, согласно народному календарю, в дни связанные с приметами о костре и огне. На праздниках, особенно на Красногор, в дни Купалы и Перуна, Смеаргла старались задобрить с помощью огненных даров и бескровных жертвоприношений.

Способности
Бог является посредником между мирами, людьми и богами, он способен быстро путешествовать от Яви к Прави и обратно. Семаргл защищает мир смертных, не пуская в него зло. Каждую ночь бог стоит на страже с огненным мечом в руках, готовый отразить любую атаку сил тьмы. Лишь один раз в году бог огня может покинуть свой пост: в день Осеннего равноденствия Семаргл откликается на зов Купальницы, призывающей на любовные игры. А спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния, у богов рождаются дети – Кострома и Купало.
Сфера влияния
В отличие от остальных божеств, Семаргл живет непосредственно среди людей, и поэтому охватывает многие области их жизни. Он считается богом огня и Луны, огненных жертвоприношений, в тоже время Семаргл хранит дом и очаг, посевы и семена.
Бога призывают при лечении заболевших людей и животных: говорят, когда у больного поднимается температура, бог огня поселился в его душе и теперь сражается там с хворями и болезнями, поэтому недопустимо сбивать жар. Воины, готовящиеся к битве, также пытались привлечь к себе внимание Семаргла, чтобы тот даровал победу в сражении.
ЛЕЧЕНИЕ:


СЕМАРГЛ- эндокринные расстройства, дисфункции, доброкачественные опухоли.
Бесплодие вследствие осложнений после инфекционных поражений в детском возрасте.
Стабилизирует гормональный фон при возрастных изменениях. Инфекционные поражения мочеполовой системы по формуле (РА-РОД+ СЕМАРГЛ+СВЯТОВИТ).
Заболевания поджелудочной железы, печени, селезенки и всех кроветворных органов.
Зашлакованность кровеносных сосудов, по формуле (РА-РОД+СЕМАРГЛ+ЖИВА).
Нарушение баланса, формулы крови.
Поражение лимфатической системы, воспаление лимфа узлов, инфекционное поражение органов и тканей, хронические заболевания.
Цирроз печени по формуле (РА-РОД+СЕМАРГЛ+СВЯТОГОР+ЖИВА).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то